Для людей творческих бабушки представляют неисчерпаемый источник вдохновения. Вот и меня сближала с бабушкой общая творческая одаренность, мучительная тяга к чему-то, надрыв в горе и в радости, богатое душевное тепло.
Бабушка (по маминой линии) – Алексеева Александра Яковлевна, бабушка Шура, внешне очень походила на Марину Цветаеву – русскую поэтессу Серебряного века. Такая же небольшого росточка, худенькая, с легкими, короткой длины, русыми волосами, нежным цветом лица, и тоже близорукая. Характера бабушка Шура была живого, открытого; голос имела высокий и звонкий. Часто пела, сидя на подоконнике, устремлённая куда-то вдаль… Я любила её безумно. Любила её простоту, открытость и душевность, проникающую в самые потаённые уголки детского сердца, любила её пение. Восхищалась её умением вывязать крючком потрясающей красоты и сердечной теплоты вещи; плести весёлые и такие жизнерадостные фигурные коврики из лоскутов цветной материи; обожала замороженный в тарелке манный кисель с малиновым вареньем, и неописуемой вкусноты яблочный джем из райских яблочек, сваренных бабушкой вместе с красной кожурой – ну просто великолепная симфония вкуса… Всегда потрясало её умение отдавать, делать добро негласно, не ожидая ответного добра, порой в ущерб себе, без сожаления. Несмотря на два класса образования в церковно-приходской школе, ума бабушка была живого, могучего, могла решить задачку по программе средней школы, чем я, внучка, часто и без зазрения совести, пользовалась. Бабушка любила приключенческие книги и много читала, была прекрасной рассказчицей…
Я иногда думаю, кем бы могла стать бабушка, будь у неё возможность получить достойное образование. Певицей? Писателем? Художницей? Этого я никогда не узнаю, но бабушкино обаяние, простота, преданность, необычайная жизненная выносливость; удивительная душевность, певучесть; сохранённая, несмотря ни на что здоровая живая молодая душа, оптимистичность, детская наивность и звонкий заливистый смех вошли в меня вместе с её генами, песнями, добрыми делами – тихой и светлой любовью. Наверное, я так и не повзрослею. До сих пор, благодаря стараниям бабушки, я очень добрый и открытый человек, верю в чудеса, любовь и хороших людей. Всё, чего я хочу, – видеть улыбку на лицах детей, читающих мои стихи. Мои книги – часть меня…
Бабушка Шура смирилась с бессмысленностью поисков своей уникальности, не считая моей бесконечной любви к ней (моя бабушка – единственное из того, чтобы я точно взяла с собой на необитаемый остров); всю себя посвятив внукам. Но, когда чего-то добиваются твои дети или внуки, это куда важнее собственных достижений.
В детстве я сочиняла стихи, но родители обратили внимание на то, что у ребёнка есть способности, лишь когда мои стихи стали появляться в городской многотиражке «Тагильский Рабочий»; а меня, одиннадцатилетнюю, самостоятельно записавшуюся в школу юнкоров при городском клубе «Огонёк», по итогам года премировали путёвкой в международный пионерский лагерь «Артек».
Уже в детстве я знала, чем буду заниматься: мне были интересны психология и литература; всегда хотелось поделиться с окружающими историями или стихами, которые рождались в моей голове, а ещё – поддержать более слабых, внушить им чувство уверенности в себе; помочь справиться со своим внутренним миром. Стать психологом было страстное и сильное желание, моя мечта. Но взрослые в семье распорядились моим будущим по-другому… Психология и поэзия с годами переросли в ностальгию, в прекрасную эмоцию, резонирующую с детством. А как известно, материал, резонирующий с детством обречён на успех, поэтому, закончив металлургический факультет технического университета, я стала детским писателем. Всё техническое и насильно насаждённое, постепенно выветрилось из моей головы. А когда тебя не обременяют ничем, и ты можешь себе позволить делать то, что можешь, и получать от этого удовольствие, – наступает счастье.
Моя семнадцатая книга под названием «По тропинке в лес» пополнила архив Дома-музея Марины Цветаевой в Париже. 13 октября 2019 года, я в числе лауреатов международного фестиваля искусств «Русский Stil-2019» в парижской квартире Цветаевой. Это последний французский адрес русской поэтессы. Небольшой в три этажа дом на тихой парижской улочке, с парой четверостиший по-французски (строки стихотворения «Дом» из незавершенной поэмы «Певица»), и надписью на мемориальной табличке. Марина жила на втором этаже этого дома с мужем и детьми, с июля 1934 по июль 1938 года.
Перехожу из комнаты в комнату, листаю книги, хранящие прикосновения Её рук; освежаю в памяти строчки стихов; рассматриваю семейные фотографии… Не каждому выпадает шанс побыть одновременно наедине с двумя дорогими сердцу людьми: с душевным трепетом всматриваюсь в большой портрет великой поэтессы Серебряного века, и бабушка с небес улыбается мне. Поверьте, это потрясающе!
Дом-музей Марины Цветаевой в Париже появился благодаря энтузиазму французского учёного, профессора немецкого языка и литературы Флорана Дельпорта (Florent Delporte), в 2002 году нечаянно купившего в Ванве дом, где когда-то (вместе с мужем Сергеем Эфроном и детьми: дочерью Ариадной и сыном Муром) проживала Марина Цветаева. О великой поэтессе Серебряного века Флорану поведала приехавшая снимать для Общественного московского телевидения документальный фильм о зарубежном периоде творчества великой русской поэтессы кинорежиссёр Александра Свинина (Aleksandra Svinina).
Сегодня Флоран Дельпорт – директор Дома-музея и руководитель ассоциации «Марина Цветаева. Ливень-Звезды» (г. Париж); человек, перемещающийся по осям времени, и пускающий его в ход. Увлёкшись творчеством великой поэтессы, Флоран в совершенстве выучил русский язык, и найдя в цветаевских стихах созвучие с гением Шостаковича, стал перекладывать стихи на ноты … и петь.
Воистину, божественные чудеса делаются через людей. По чудесному провидению небес знаменитую квартиру в Ванве купил преподаватель словесности. А талантливый режиссёр Александра Свинина, разыскала эту самую квартиру, чтобы снять замечательный фильм с красивым названием «Парижская элегия», и безответно влюбится в её нового обитателя. Сегодня Александра Свинина проводит тематические экскурсии в Доме-музее Марины Цветаевой в Париже. Действительно говорят, что Бог сводит нужных людей в одном месте.
С трепетным чувством перемещаюсь из комнаты в комнату по паркету, сохранившемуся в доме с цветаевских времён. В дальней комнате, слева от окна – этажерка с книгами и чёрный рояль, справа – обитый зелёным плюшем сундук, на котором спала поэтесса. Провожу рукой по поэтическому ложу, с любопытством приподнимаю крышку – сундук доверху набит старинными книгами и фотографиями…
В Доме-музее уютно и торжественно: проводятся многочисленные литературные вечера, встречи с интересными людьми; звучит рояль и плачут скрипки. Флоран Дельпорт музицирует и поёт, в груди его страстно бьётся пылкое сердце, в котором живёт только одна женщина – великая русская поэтесса Марина Цветаева.
Сколько одарённых людей поглотила эпоха зла, тупая, злобная и тёмная протоплазма. Как жаль, что многим из них даже не удалось обнародовать свой талант: Россия так часто не бережёт своих поэтов. Вот и Марина, хрупкая, ранимая. Потрясающая сегодня, и очень некомфортная той исторической эпохе, в которой, по воле небес, ей пришлось существовать. Философские размышления над обстоятельствами вынужденного возвращения на Родину, арест и расстрел мужа, арест и неизвестность судьбы дочери; роящаяся и множившаяся злобная протоплазма; утрата желания писать, энергия тоски, витающая в воздухе, наполняющая её творчество, вытягивающая жизнь. Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, как и Сергей Есенин в самом расцвете творческого таланта…
В памяти до сих пор живо напутствие бабушки Шуры: «Люби, внучка, людей, которые относятся к тебе правильно, и молись за остальных». Как могу выполняю бабушкин завет. Увлечение психологией не покинуло меня, с годами трансформировалось в общую психотерапию: с близкими по духу людьми у меня по сей день складываются доверительные отношения; cо мной всегда можно обсудить то, что беспокоит и получить поддержку…
Любите людей, которые относятся к вам правильно. И молитесь за остальных.
Эвелина Цегельник