Детям нужно искусство, рассказы, стихи и музыка так же, как им нужна любовь, еда, свежий воздух и игры.
Если вы не даете ребенку еду, повреждение быстро становится видимым. Если вы не дадите ребенку подышать свежим воздухом и поиграть, повреждение также заметно, но не так быстро. Если вы не дарите ребенку любовь, ущерб может не наблюдаться в течение нескольких лет, но он необратим.
Но если вы не дадите ребенку произведения искусства, рассказы, стихи и музыку, ущерб будет невозможно оценить, а последствия трудно предвидеть.
Тела детей достаточно здоровы; они могут бегать, прыгать, плавать; есть, когда голодны, издавать много шума, как это всегда делали дети; но дети будут голодны духовно.
Это правда, что некоторые люди растут, никогда не сталкиваясь с каким-либо искусством, и совершенно счастливы и живут хорошей и ценной жизнью, в их домах нет книг, и им нет дела до картин, и они не могут видеть красоты музыки. Ну, это нормально. Я знаю таких людей. Они хорошие соседи и полезные граждане.
Но другие люди, на каком-то этапе их детства, юности или даже старости, сталкиваются с чем-то, о чем они никогда не мечтали раньше. Это нечто так же чуждо им, как темная сторона луны. Однажды они слышат по радио голос, читающий стихотворение, или они проходят мимо дома с открытым окном, где кто-то играет на пианино, или они видят чудесную картину или плакат с красивой картинкой на чьей-то стене, и это наносит им удар так тяжело и в то же время так нежно, что у них кружится голова. Ничто не подготовило их к этому. Они внезапно осознают, что они духовно голодны, хотя минуту назад они об этом не подозревали. Ощущается стремительная жажда чего-то такого восхитительного, сладкого, что это почти разбивает им сердце. Они почти плачут, они чувствуют грусть и счастье, одиночество, и приветствуют этот совершенно новый и странный опыт, и они отчаянно хотят придвинуться к радио, они задерживаются за окном, они не могут отвести глаз от плаката или картины. Они хотели этого, они нуждались в этом, так же как голодному человеку нужна еда, но они никогда не знали о существовании этого. Понятия не имели. Им этого не дали в детстве.
Это то, что происходит с ребенком, которому нужна музыка, картины или стихи, но в детстве он был лишён этого.
Став взрослыми, и случайно прикоснувшись к прекрасному, они с сожалением понимают, что не было им додано в детстве. Если бы не этот шанс, они могли бы всю свою жизнь прожить в состоянии культурного голода, не зная об этом.
Последствия культурного голода не являются драматичными и быстрыми. Они не так легко видны. И, как я говорю, некоторые люди, хорошие люди, добрые друзья и полезные граждане, просто никогда не испытывают этого; они прекрасно существуют без этого. Если бы все книги и вся музыка, и все картины в мире исчезли бы в одночасье, они бы не чувствовали себя хуже; они даже не заметили.
Но этот голод существует у многих детей, и часто он никогда не удовлетворяется, потому что он никогда не был пробужден. Многие дети в каждой части мира жаждут чего-то, что питает и питает их душу так, как ничто иное никогда не могло или не могло бы быть.
Мы правильно говорим, что каждый ребенок имеет право на еду и кров, образование, медицинскую помощь, и так далее. Мы должны понимать, что каждый ребенок имеет право на культурный опыт. Мы должны полностью понимать, что без рассказов, стихов, картинок, картин и музыки дети будут духовно голодать.
Филипп Пуллман
(детский писатель,
лауреат премии Астрид Линдгрен)